-10% на первый заказ в приложении | Скачать
Бесплатная доставка *

Артем Гаращенко о кайтинге в Дагестане

Летний сезон 2020 был довольно коротким, но очень насыщенным. Из-за закрытых границ все кайтеры остались в России, и основные отечественные споты были переполнены. Поэтому в сентябре мы решили отправиться исследовать новые локации, и Дагестан был одним из пунктов назначения.

Дагестан переводится как «Страна Гор», и на самом деле горы занимают половину территории республики, целых 30 гор достигают высоты 4000 метров над уровнем моря, а самая высокая точка - 4466 м.

Восточная граница Дагестана — это 405 км побережья Каспийского моря, поэтому количество спотов для катания на кайте приближается к бесконечности. Основное направление ветра — юго-восток, который стабильно дует 3-4 дня в неделю, и чем ближе к осени — тем чаще. Во время нашего визита, а он продолжался 7 дней, был всего один безветренный день, в который мы посетили Сулакский каньон — самый глубокий в Европе. Кстати, Сулакский каньон даже глубже чем Гранд каньон в США, 1920 метров против 1857!

 

Мой папа, Денис Гаращенко, вырос в Дагестане на границе гор и равнины, в школе занимался боксом, затем альпинизмом и скалолазанием. В 1987 году стал самым молодым перворазрядником по альпинизму в СССР, исходил весь Северный Кавказ (более 70 категорийных восхождений). Я много слышал о Дагестане по его рассказам, но никогда там не был, и мне предстояло наверстать упущенное! Тем более мой друг кайтер, Марат Алиев, уже много лет звал меня в гости. Мы успешно завершили все наши кайт кемпы и проекты, прогноз по ветру был потрясающим, и мы отправились в путь.

Береговая линия чем-то напоминают Бразилию — мировую Мекку кайтсерфинга. На протяжении всего побережья условия для катания также меняются, в один из ветреных дней мы устроили себе даунвинд (продолжительный маршрут вниз по направлению к ветру). На такси забросились на 40 километров и затем в удовольствие катались вдоль берега по совершенно разной водной поверхности на всем его протяжении: от маленькой ряби до 3-метровых волн. Мы заезжали внутрь гаваней и порта. Прыгали через пирсы и даже доехали до 8-го цеха завода ДагДизель - местный Форт Боярд в 2,7 км от берега, где до середины 1960-х годов испытывали торпеды. Нужно отметить, что подъезжать близко на кайте довольно опасно: огромное строение как будто пытается засосать кайт внутрь здания, особенно если пытаться объехать цех ниже по ветру. После такого начинаешь верить в многочисленные легенды и мифы об этом здании.

Завершили даунвинд мы в Каспийске на основном и самом ближнем кайт споте от Махачкалы. Здесь находится местная кайт-станция, на которой проводит время местное и очень дружное кайт комьюнити. Мы провели на этом споте следующие несколько дней, где я успел покататься во всех стилях катания, которыми располагает кайтсерфинг. По сути, всю поездку я катался на одном кайте Duotone Dice 11m и менял лишь доски. На классическом твинтипе катался в самый сильный ветер и прыгал с волн в высоту, когда дуло послабее. Брал серфборд и серфил с кайтом по довольно ровным 2-метровым волнам, а когда ветра практически не было, гонял на гидрофойле по ровным остаточным волнишкам от прошедшего шторма. Спот в Каспийске — это идеальный микс совершенно разных условий для опытных катеров.

Другая довольно редкая и крутая возможность, которая доступна в Дагестане — это серфинг. Без кайта и других приспособлений, самый настоящий классический серфинг, который на удивление существует не только заграницей и даже не на Камчатке. Забавно, что мой первый российский серфинг случился именно в этой поездке в Дагестан, где проходили съемки фильма «Прибой» про российский серфинг.

Однако для кайтеров волны не всегда хороши: новичкам, наоборот, нужны места без волн с максимально ровной водой. Такой спот в Дагестане тоже есть, он называется Сулак, и находится всего в 1 часе езды от Каспийска. Это огромный мелкий лиман, который является дельтой одноименной реки Сулак и отделен от моря песчаной косой. За счет этого вода внутри залива всегда ровная и максимально комфортна для новичков и фристайл трюков.

В заключительный день нашего трипа мы уже собирались уезжать, так как кататься больше не было сил, но Марат уговорил нас остаться и посетить еще одно уникальное место. Два часа дороги на машине, и мы впадаем в шок, увидев этого 73-метрового гиганта экраноплан «Лунь». Он выглядел как огромный самолет, который сел на воду.

Лунь перемещался по Каспийскому морю за счет эффекта экрана — воздушная подушка, образуемая потоком воздуха на большой скорости. Крыло как бы ложится на подушку воздуха между поверхностью земли или воды и летит на очень маленькой высоте до 5 метров, за счет чего судно остается невидимым для радаров. Этот эффект легко почувствовать, когда приземляешься на обычном самолете, и перед самой землей он как бы зависает над взлетной полосой.

Этот огромный ракетоносец был построен в СССР в 1986 году для поражения надводных кораблей с водоизмещением до 20 000 тонн и достигал скорости 550 км/ч. Но его история продлилась недолго — уже в 1990 году проект был приостановлен из-за слишком высоких расходов и распада СССР. Экраноплан был списан и простоял на военной базе в Каспийске до 2020 года. 

В 20-м году в местном правительстве решили отбуксировать экраноплан из Каспийска в парк «Патриот» в Дербенте, чтобы сделать его местной достопримечательностью для туристов. 100-километровая буксировка по морю шла отлично, пока Лунь не уткнулся в песок и не сел на мель. Следующие 5 месяцев шла работа по вытягиванию 286-тонного монстра на сушу

Однако нам это было только на руку, и мы приехали в самый подходящий момент. Я обожаю кататься в неизведанных и необычных для кайтинга местах, и это был джекпот! На протяжении всего дня я катался как можно ближе к этому единственному в мире ракетному экраноплану. Его размеры просто поражают: высота 19 метров, а длина строп всего 22м, то есть кайт едва-едва возвышается над его задним крылом. За счет этого можно было легко проезжать под ним прямо вместе с кайтом — невероятное ощущение. В эти моменты ты максимально ощущаешь всю мощь этой махины из СССР.

К подветренной стороне судна подъехать было сложнее. Ветровая тень от экраноплана была просто колоссальная. Кайт буквально трясло из-за турбулентности, создаваемой фюзеляжем, крыльями и отсеком для ракет, расположенными поперек к ветру.

Конечно, я очень хотел перепрыгнуть через экраноплан. Ветер был достаточно сильный для этого, около 15-17 м/с. Весь день я катался на 9-метровом кайте и лишь под вечер взял 11-метровый купол. Однако маленький раздражающий чоп, огромный размах крыльев поперек разгона и сильные завихрения потоков ветра на приближении к точке прыжка, не позволили мне этого сделать.

В какой-то момент я расслабился, оставил попытки прыгнуть через него и просто продолжил кататься вокруг, по-прежнему удивляясь размахам и масштабам инженерной мысли тех времен. Это был невероятно интересный опыт катания и борьбы с сильной турбулентностью, какой я никогда не ощущал до того момента.

Огромное спасибо моей девушке Кате, которая запечатлела все происходящее в тот момент. Также хочется отметить, что местные рабочие, которые параллельно вытаскивали экраноплан на берег, не обращали на нас совершенно никакого внимания, в то время как наших друзей даже близко не подпустили до и после нашего визита.

Местное кайт сообщество пока совсем немногочисленное, но активно развивающееся. В один из дней к нам подошел местный кайтер и попросил сфоткать его с таким огромным количеством кайтов, лежащих на берегу, их было всего 6! Для примера, в теплый ветреный выходной день на Плещеевом озере в 140 км от Москвы можно насчитать 300-400 кайтов. Я был очень удивлен дружественной атмосфере среди местных ребят и очень позитивным отношением к нам. Все стереотипы про Дагестан оказались совершенно беспочвенными, по крайней мере у нас не было ни единого на это намека. Отдельная благодарность Марату Алиеву и Эдуарду Гаджиеву за развитие кайтбординга в Дагестане и помощь в нашем трипе.

Я уверен, что в ближайшие годы Дагестан будет и дальше развиваться как в туристическом плане, так и в кайтовых кругах. В той поездке мы катались 6 дней из 7 — настоящий кайтовый спортзал, прямо как в Бразилии только ближе!

 

Фото: Екатерина Макущенко

 

 

Товары по теме

 

Перейти в раздел "Женские Гидрокостюмы"

Перейти в раздел "Мужские Гидрокостюмы"

 
Вероятно, вам также будет интересно:

 

Как выбрать гидрокостюм? Подробный гид от Сергея Расшиваева

Райдер Billabong Елена Болысова: "Я нашла гармонию и любовь к тому, что делаю"

 

 

Поделитесь статьей:
Товар добавлен в корзину
Другие товары
У вас в корзине еще У вас в корзине еще товартоваратоваров